RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

«Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.»

 

I. Паспорт подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.»


Ответственные исполнители
Подпрограммы
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы;

Соисполнители Подпрограммы

Департамент экономической политики и развития города Москвы;
Департамент градостроительной политики города Москвы;
Департамент имущества города Москвы;
Департамент строительства города Москвы;
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией.
Цель
Подпрограммы

Увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет повышения ресурсоэффективности действующих производств, создания и развития высокотехнологичных предприятий и роста эффективности использования промышленных территорий.

Задачи
Подпрограммы
1. Оптимизация территориального распределения организаций промышленности и науки, повышение плотности размещения объектов промышленности.
2. Увеличение числа конкурентоспособных промышленных производств за счет модернизации, в том числе путем проведения мероприятий по стимулированию ресурсосбережения, и реструктуризации неэффективных предприятий.
3. Создание новых и развитие действующих наукоемких и высокотехнологичных производств, в том числе за счет привлечения прямых инвестиций.
4. Повышение уровня безопасности промышленных объектов.
5. Усиление кооперации между крупными, средними и малыми промышленными предприятиями.
6. Совершенствование системы кадрового обеспечения промышленности.
7. Совершенствование условий промышленной и инвестиционной деятельности в городе Москве.

Целевые
индикаторы
и показатели
Подпрограммы
Общее количество запущенных инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных производств.
Общее количество модернизированных предприятий.
Общий объем инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств (по средним и крупным предприятиям).
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций по обрабатывающим производствам.
Средняя выручка с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам.
Средний объем отгруженной продукции с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам.
Производительность (выработка) на одного работника по обрабатывающим производствам.
Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам.
Темп роста налоговых поступлений от обрабатывающих производств промышленности в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Темп роста среднемесячной заработной платы по обрабатывающим производствам.
Этапы и сроки реализации
Подпрограммы

Сроки реализации Подпрограммы: 2012-2016 годы.
Первый этап - 2012 год.
Второй этап - 2013 год.
Третий этап - 2014 год.
Четвертый этап - 2015 год.
Пятый этап - 2016 год.

Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы

Общий объем ресурсного обеспечения Подпрограммы в 2012-2016 годах составит 72 234 140,9 тыс. руб., в том числе 14 036 361,4 тыс. руб. средства бюджета города Москвы, 58 197 779,5 тыс. руб. - внебюджетные средства.
Из них:
- в 2012 году – 11855000 тыс. руб., в том числе 2 490 000 тыс. руб. – средства бюджета города Москвы, 9365000 тыс. руб.– внебюджетные средства;
- в 2013 году – 13382 500 тыс. руб., в том числе 2639400тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 10743100тыс. руб. – внебюджетные средства;
- в 2014 году – 14297 750 тыс. руб., в том числе 2797764тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 11499 986тыс. руб. – внебюджетные средства;
- в 2015 году – 15726 015 тыс. руб., в том числе 2965629,8тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 12760385,2 тыс. руб. – внебюджетные средства;
- в 2016 году – 16972875,9тыс.руб., в том числе 3143567,6тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 13829308,3 тыс. руб. – внебюджетные средства.
Ожидаемые результаты реализации
Подпрограммы

В результате реализации Подпрограммы ожидается:
1. Повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости промышленных предприятий:
- модернизация 200 предприятий промышленности города Москвы;
- запуск 30 инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных производств.
2. Повышение ресурсоэффективности действующих обрабатывающих производств:
- рост средней выручки с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам (за исключением производства нефтепродуктов) с 24,7 тыс. руб./кв.м. в 2009 году до 35 тыс. руб./кв.м. в 2016 году;
- рост производительности (выработки) на одного работающего по обрабатывающим производствам (по крупным и средним предприятиям) (за исключением производства нефтепродуктов) с 3,3 млн. руб. в 2010 году до 5 млн. руб. в 2016 году.
3. Высвобождение земельных участков для размещения новых производств:
- рост среднего объема отгруженной продукции с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам (за исключением производства нефтепродуктов) с 21,9 тыс. руб./кв.м. в 2010 году до 31 тыс. руб./кв.м. в 2016 году.
- ежегодный темп роста индекса промышленного производства по обрабатывающим производствам – не менее 6-7%.
4. Перебазирование за пределы города Москвы неэффективных и экологически опасных производств при их технологической модернизации.
5. Создание центров подготовки и переподготовки кадров по новым и востребованным специальностям на базе современных производств:
- темп роста среднемесячной заработной платы за период 2012-2016 годов относительно 2011 года - не менее 161,0%.
6. Рост качества профессионального технического образования.
7. Оптимизация возрастной структуры персонала организаций промышленности.
8. Повышение привлекательности организаций промышленности для инвесторов, в том числе иностранных:
- увеличение общего объема инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств с 19500 млн. руб. в 2011 году до 30387 млн. руб. в 2016 году;
- увеличение объема накопленных прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие производства с 33360 млн. долл. США в 2011 году до 67100 млн. долл. США в 2016 году.
9. Развитие партнерских отношений с региональными и зарубежными компаниями.
10. Расширение рынков экспорта высокотехнологичной продукции.


II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в сфере промышленной деятельности


Общая характеристика промышленности

Структура промышленного комплекса города Москвы, территориальное распределение объектов промышленности и науки являются итогом индустриализации города Москвы в XX веке, направленной на обеспечение обороноспособности государства и безопасности жителей города Москвы.
Промышленность вносит существенный вклад в экономику города Москвы. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве (далее - Мосгорстат), доля промышленности города Москвы в структуре ВРП за 2009 год составила 18,1% в целом и 13,4% - по обрабатывающим производствам.
По данным Мосгорстата, объем отгруженной продукции обрабатывающих производств города Москвы в 2010 году составил 1,7 трлн. руб.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве, по итогам 2010 года московская промышленность обеспечила более 11% от общегородских поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Из них обрабатывающие производства – 9,9%.
К сфере промышленного производства относятся 1143 предприятий, расположенных на территории города Москвы, без учета малых и микропредприятий предприятий, в том числе 1051 предприятий обрабатывающих производств.
По данным Мосгорстата, в 2009 году в работе промышленных предприятий города Москвы было занято более 756,4 тысяч человек, что составляет 11,9% от общего числа занятых в экономике города Москвы, в том числе на предприятиях обрабатывающих производств - 678 тысяч человек.
Среднемесячная заработная плата списочного состава в обрабатывающих производствах средних и крупных предприятий в 2010 году достигла 37458 руб., что составило около 78,2 % от среднемесячной заработной платы по городу Москве.
В 2010 году удалось преодолеть спад производства, обусловленный влиянием финансово-экономического кризиса 2007-2009 годов.
По данным Мосгорстата, индекс промышленного производства организаций производственной сферы в 2010 году по отношению к 2009 году составил 101,5%, в том числе по обрабатывающим производствам – 100,9%.
Значительно улучшился показатель выработки на одного работающего, темп роста которого за 2010 год по организациям обрабатывающих производств составил 125,1% (отношение объема отгруженных товаров организаций производственной сферы по чистым видам деятельности к средней численности).
Темп роста налоговых поступлений за 2010 год по обрабатывающим производствам, по данным Управления федеральной налоговой службы по городу Москве, значительно превысил прогнозное значение и достиг 120,0%.
Однако ситуацию с развитием промышленного производства в городе Москве нельзя считать благополучной. По данным Мосгорстата, инвестиции в основной капитал обрабатывающих производств, недостаточные и в докризисный период, последовательно снижались в период 2008-2010 годов. Удельный вес прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие производства в общем объеме прямых иностранных инвестиций резко снизился с 15,3 % в 2005 году до 6,1% в 2010 году.
Уровень рентабельности предприятий обрабатывающих производств в % к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг снизился с 21,8% в 2007 году до 9,2% в 2010 году. Выросло также число убыточных предприятий.
Доля продаж инновационной продукции московских предприятий обрабатывающих производств находится на чрезвычайно низком уровне (в 2009 году - 1,2 %) как по причине снижения инновационной активности организаций, так и по причине снижения инвестиций в инновационный сектор.
На низком уровне находится такой показатель как эффективность использования предприятиями территории. Средняя выручка по предприятиям обрабатывающей промышленности, исключая производства нефтепродуктов, за 2009 год составляет 25 тыс. руб. на кв. м. При этом около трети предприятий ОПК имеют выручку на 1 кв. м. менее 10 тыс. руб.
При наличии ряда конкурентных преимуществ для обеспечения развития промышленности (высокая привлекательность для прямых иностранных инвестиций, высокая покупательная способность населения и пр.) у города Москвы один из самых низких среди мировых столиц показатель благоприятности деловой среды, следствием чего являются упущенные возможности для экономического роста.
Существует целый ряд законодательных, финансовых, кадровых, земельно-имущественных и технологических факторов, препятствующих повышению конкурентоспособности промышленности города Москвы, таких как:
- высокая налоговая нагрузка;
- несовершенство законодательства о государственных закупках, о государственном оборонном заказе;
- несовершенство механизма финансирования государственных заказов;
- проблемы с получением долгосрочных кредитов и кредитов под низкие процентные ставки;
- недостаточность финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР);
- отсутствие опыта коммерциализации НИОКР;
- низкая квалификация управленческих кадров;
- старение кадров;
- сложности с привлечением молодых специалистов;
- неэффективное использование земельных ресурсов;
- высокие ставки арендной платы за землю;
- высокий износ основных производственных фондов;
- устаревшая научно-экспериментальная база.
Перечисленные негативные тенденции и факторы препятствуют наращиванию темпов роста экономики города Москвы и требуют принятия дополнительных государственных мер по их преодолению.

Территориальное распределение объектов промышленности

В пределах города Москвы расположены 209 промышленных зон, которые занимают 7,7 тыс. га, что составляет примерно 16 % территории города Москвы. Территории промышленных зон занятые объектами промышленности и науки (научно-производственные, научно-исследовательские институты, опытные производства, конструкторские бюро) составляют около 4,1 тыс. га (52%). Из них участки, занятые под объекты производственно-делового назначения - около 520 ед. (3тыс. га) и науки - 330 ед. (1,1 тыс. га.).
На территориях промышленных зон расположено большое количество непромышленных объектов, в том числе объекты стройкомплекса (стройиндустрии и строительно-монтажных организаций), энергетические (теплоэлектроцентрали), коммунальные (мусоросжигательные заводы, склады, оптовые базы) и транспортные объекты (депо, автопарки, автохозяйства) и т.д. В среднем они составляют почти 1/2 всей территории промышленных зон.
Около 92% занятых промышленными предприятиями земельных участков находятся в государственной собственности, в том числе 19% - в собственности Российской Федерации и 72,7% - в собственности города Москвы.
Совокупная площадь промышленных зон максимальна в ЮВАО (1520 га), ЮАО (1148 га), ВАО (1040 га).
Объекты промышленности и науки располагаются как в промышленных зонах, так и за их пределами.
Наибольшее число земельных участков под предприятиями обрабатывающих производств располагается в ВАО (102 в границах промышленных зон/125 вне границ), САО (74/149), ЮВАО (87/124). При этом наибольшую площадь предприятия промышленных производств занимают в ЮВАО (1233,04 га), ЗАО (583,12 га), ВАО (569,26 га).
Наибольшее число земельных участков под предприятиями:
- производства пищевых продуктов и табака располагается в САО (6/20, общая площадь – 57,09 га), ЮВАО (11/13, 65,28 га), ЗАО (7/15, 70,95 га);
- текстильного и швейного производства – в ВАО (6/25, 31 га), ЦАО (0/27, 40,42 га), ЮЗАО (5/10, 31,2 га);
- производства строительных материалов – в СЗАО (3/33, 82,93 га), ЗАО (5/27, 145,23 га), ЮВАО (13/18, 144,58 га);
- издательской и полиграфической деятельности – в САО (15/15, 20,32 га), ЦАО (0/26, 20,72 га), СВАО (3/14, 29,03 га);
- производства нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий – в ВАО (7/16, 55,86 га), ЮВАО (12/8, 369,96 га), САО (3/15, 85,85 га);
- производства машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования – в САО (18/45, 148,77 га), ВАО (30/22, 164,55 га), ЮВАО (20/29, 417,22 га);
- производства электронного и оптического оборудования – в ВАО (21/14, 170,37 га), ЮАО (1/22,41,54 га), ЦАО (1/19, 37,61 га), ЮВАО (12/8, 83,11 га);
- металлургического производства – в ЮВАО (6/8, 54,97 га), САО (4/9, 37, 32 га), СВАО (1/12, 18,11 га), ЮАО (4/4, 23,93 га);
- прочих производств – в ЮВАО (8/22, 69,39 га), САО (7/22, 1,34 га), СВАО (5/20, 44,07 га).
Предприятия научной деятельности преобладают в ЦАО (3/266, 211,32 га), САО (61/104, 307,59 га), ВАО (46/109, 251,7 га).
При оптимизации использования территорий промышленных зон возникают следующие сложности:
- все земельные участки обременены правами третьих лиц;
- затруднены процессы согласования и получения разрешений на строительство, оформления Градостроительных планов земельных участков, согласования проектной документации, получения разрешений в различных инстанциях, в том числе в Роспотребнадзоре, Государственной противопожарной службе, Объединении административно-технических инспекций города Москвы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ОАО «Мосэнерго», ГУП «Мосводоканал», ГУП «Мосводосток» и др.;
- при внесении изменений в договор аренды в целях использования земельного участка для проектирования и строительства в бюджет города Москвы взимается плата в размере до 50% от кадастровой стоимости земельного участка.
- отсутствуют стимулы и правовые механизмы регулирования процесса отказа от излишних занимаемых и не используемых в производственной деятельности земельных участков.
Информация о характеристике видов обрабатывающих производств и динамике их показателей, а также о промышленных зонах города Москвы приведена в Приложении к Подпрограмме «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 годы» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы (далее - Подпрограмма).

III. Основные приоритеты, цели, задачи Подпрограммы


В настоящий момент город Москва нацелен на достижение уровня экономического развития характерного для государств с развитой экономикой.
При этом в столицах стран с развитой рыночной экономикой, сравнимых с городом Москвой - Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Токио - число занятых в обрабатывающих производствах неуклонно сокращается на протяжении последних десятилетий.
Сокращение обусловлено изменением в структуре экономики (увеличение доли сектора услуг и торговли), развитием ресурсоэффективных, в том числе высокопроизводительных производств.
Основные ограничивающие факторы при планировании развития промышленного комплекса города Москвы:
- существующая структура промышленного комплекса;
- сложившееся территориальное распределение объектов промышленности и науки;
- структура собственности промышленных предприятий и земельных участков.
Исходя из целей развития города Москвы с учетом существующих ограничений, можно определить следующие основные требования к промышленным производствам на территории города Москвы:
- ресурсоэффективность;
- экологичность;
- социальная ответственность.
И целевые критерии промышленных производств:
- высокая технологичность;
- высокая производительность;
- высокая рентабельность;
- инновационность.
Соответственно приоритетами Подпрограммы являются:
- рост доли конкурентоспособных, ресурсоэффективных производств в общем объеме промышленных производств;
- увеличение эффективности использования земельных ресурсов;
- первоочередное развитие производств высокотехнологичной продукции: электроники и ее компонентной базы, электротехники, электронного машиностроения, в том числе медицинской техники, робототехники, лазерной техники, авиастроения, точного машиностроения, станкостроения, химической продукции, в том числе фармацевтической, и химических материалов, строительных материалов, новой коммунальной техники для городского хозяйства, оборудования и материалов для эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, переработки твердых бытовых отходов.
- повышение конкурентоспособности традиционных для города Москвы производств за счет модернизации предприятий: машин и оборудования, транспортных средств, одежды, невысокотехнологичных лекарственных средств и парфюмерной продукции, других видов экономической деятельности, обеспечивающих потребности населения и городского хозяйства;
- повышение степени использования результатов научно-технической и промышленной деятельности организаций ОПК, расположенных в городе Москве, в сфере гражданского назначения;
- усиление производственной кооперации между малыми, средними и крупным промышленными предприятиями, московскими и зарубежными компаниями;
- повышение энергетической и экологической эффективности обрабатывающих производств;
- развитие механизма государственно-частного партнерства как инструмента стимулирования инвестиционной и инновационной активности организаций промышленности;
- содействие развитию экспорта промышленных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
- вовлечение инвалидов в промышленное производство;
- повышение эффективности деятельности ГУП города Москвы и организаций с долей города Москвы в уставном капитале, перепрофилирование или ликвидация убыточных организаций промышленности.

Основной целью Подпрограммы является увеличение конкурентоспособности экономики за счет повышения ресурсоэффективности действующих производств, создания и развития высокотехнологичных предприятий и роста эффективности использования промышленных территорий.

Достижение указанной цели предусматривает оптимизацию структуры промышленного производства для устойчивого и сбалансированного развития экономики города Москвы, наполняемости бюджета города Москвы, создания условий для реализации профессионального потенциала жителей города Москвы на предприятиях промышленности, использования конкурентных преимуществ города Москвы как одного из ведущих научных, образовательных и промышленных центров Российской Федерации.
Основными задачами Подпрограммы являются:
1. Оптимизация территориального распределения организаций промышленности и науки, повышение плотности размещения объектов промышленности.
2. Увеличение числа конкурентоспособных промышленных производств за счет модернизации, в том числе путем проведения мероприятий по ресурсосбережению и реструктуризации неэффективных предприятий.
3. Создание новых и развитие действующих наукоемких и высокотехнологичных производств, в том числе за счет привлечения прямых инвестиций.
4. Повышение безопасности промышленных объектов.
5. Усиление кооперации между крупными, средними и малыми промышленными предприятиями.
6. Совершенствование системы кадрового обеспечения промышленности.
7. Совершенствование условий промышленной и инвестиционной деятельности в городе Москве.
Целевыми индикаторами и показателями Подпрограммы являются:
- общее количество запущенных инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных производств -30 ед. за период реализации Подпрограммы;
- общее количество модернизированных предприятий - 200 ед. за период реализации Подпрограммы;
- рост общего объема инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств (по средним и крупным предприятиям) с 19500 млн. руб. в 2011 году до 30387 млн. руб. в 2016 году;
- рост общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций по обрабатывающим производствам с 33360 млн. долл. США в 2011 году до 67100 млн. долл. США в 2016 году;
- рост средней выручки с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам (за исключением производства нефтепродуктов) с 24,7 тыс. руб./кв.м. в 2009 году до 35 тыс. руб./кв.м. в 2016 году;
- рост среднего объема отгруженной продукции с единицы занимаемой площади по обрабатывающим производствам (за исключением производства нефтепродуктов) с 21,9 тыс. руб./кв.м. в 2010 году до 31 тыс. руб./кв.м. в 2016 году;
- рост производительности (выработки) на одного работающего по обрабатывающим производствам (по крупным и средним предприятиям) (за исключением производства нефтепродуктов) с 3,3 млн. руб. в 2010 году до 5 млн. руб. в 2016 году;
- ежегодный темп роста индекса промышленного производства по обрабатывающим производствам – не менее 6-7%;
- увеличение темпа роста налоговых поступлений от обрабатывающих производств промышленности в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2012-2016 годов относительно 2011 года - не менее 200,2 %;
- увеличение темпа роста среднемесячной заработной платы за период 2012-2016 годов относительно 2011 года - не менее 161,0%.
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы и их значения по годам реализации приведены в таблице 1.
Сроки реализации Подпрограммы: 2012-2016 гг. Предусматривается 5 этапов реализации Подпрограммы, которые определяются разработкой и обеспечением выполнения ежегодного Плана реализации Подпрограммы, формируемого на основе анализа состояния промышленности и оценки эффективности реализации проектов и мероприятий Подпрограммы за отчетный финансовый год и прогнозных оценок развития промышленности города Москвы на последующие годы действия Подпрограммы. Ежегодно в 4 квартале текущего года Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и развития города Москвы разрабатывает План реализации Подпрограммы на будущий год и выносит его на утверждение Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики. Подведение итогов осуществляется ежегодно в
1 квартале года, следующего за отчетным.

IV. Характеристика мероприятий Подпрограммы


Мероприятия Подпрограммы сгруппированы по 6 основным направлениям:
- оптимизация территориального размещения объектов промышленности и науки;
- стимулирование создания и развития перспективных промышленных производств;
- стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств;
- информационная и нормативно-методическая поддержка;
- стимулирование повышения ресурсоэффективности предприятий и проведения мероприятий, направленных на обеспечение промышленной (техногенной) безопасности и антитеррористической защищенности объектов промышленности;
  • развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров промышленности.

1. Оптимизация территориального размещения объектов промышленности и науки. Основное содержание данного мероприятия: обследование и анализ эффективности использования территорий промышленных зон и территорий крупных организаций промышленности и науки, расположенных вне территорий промышленных зон; определение перспективной отраслевой специализации промышленных зон; проведение работ по выявлению территориальных резервов для размещения новых производств; проведение работ с неэффективными собственниками по высвобождению промышленных территорий, перебазирование неэффективных и/или экологически вредных производств, рекультивация земель в рамках законодательства Российской Федерации и города Москвы; разработка программ развития промышленных зон и/или территорий инновационного развития; организационно-техническое сопровождение хода реализации программ развития промышленных зон; подготовка предложений и проектов по размещению новых промышленных объектов и объектов инфраструктуры на освобождаемых территориях; реорганизация выявленных территориальных резервов; инфраструктурная подготовка земельных участков, обследование новых - присоединенных к городу Москве - территорий на предмет наличия площадок пригодных для развития промышленного производства; подготовка специализированных требований, предпроектных предложений, технико-экономических обоснований развития территорий пригодных для создания производств; создание промышленных и инновационных площадок (проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, проведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры) в том числе с использование механизма государственно-частного партнерства; предоставление субсидий на компенсацию части затрат на создание индустриальных и технологических парков; предоставление субсидий на компенсацию затрат на инфраструктурную подготовку земельных участков; совершенствование федерального законодательства, законов города Москвы и иных правовых актов города Москвы в части земельных отношений.
2. Стимулирование создания и развития перспективных промышленных производств. Основное содержание данного мероприятия: проведение работ по определению перспективных направлений промышленного производства в городе Москве; разработка и реализация плана действий по формированию кластеров в сфере высокотехнологичных производств; привлечение опытных управляющих компаний к созданию и развитию индустриальных парков; создание механизмов стимулирования управляющих компаний индустриальных и технологических парков; предоставление субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам на модернизацию и техническое перевооружение производства; предоставление субсидий на компенсацию части затрат по проектам реформирования ГУП и организаций с долей города Москвы; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы в части стимулирования развития высокотехнологичных производств; содействие экспорту высокотехнологичной продукции, включая предоставление субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по экспортным кредитам; оптимизация условий развития промышленного комплекса путем эффективного применения защитных мер; формирование долгосрочных программ (технической политики) по крупным направлениям заказа города Москвы в целях предоставления предприятиями ориентиров для выпуска новой в том числе импортозамещающей продукции.
3. Стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств. Основное содержание данного мероприятия: организация деловых миссий, конгрессов, конференций, форумов, выставочных мероприятий по промышленной, инвестиционной тематике, в том числе Международного авиационно-космического салона «МАКС», коллективных экспозиций научно-промышленного комплекса города Москвы на универсальных и специализированных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, тематических сессиях в рамках Дней города Москвы в регионах Российской Федерации и за рубежом и Дней городов и регионов-партнеров города Москвы в городе Москве; культурно-массовых мероприятий в форме фестивалей, праздников с участием организаций промышленности города Москвы, экспозиций Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы по направлениям деятельности Департамента; организационное и финансовое содействие организациям промышленности и науки по участию в международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях; реализация соглашений о межрегиональном и международном сотрудничестве в экономической и научно-технической сферах; организация взаимодействия города Москвы с международными институтами развития, инвестиционными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями в рамках законодательства Российской Федерации и города Москвы; содействие подбору необходимых инвестору поставщиков, партнеров; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы в части повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса города Москвы, создания благоприятной деловой среды; выявление административных барьеров по реализации инвестиционных проектов и подготовка предложений по их устранению; проведение аналитической работы по мерам стимулирования развития промышленного производства; создание системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов; оптимизация процедур реализации инвестиционных проектов; создание и развитие института уполномоченного по защите прав субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; содействие созданию совместных производств с иностранными компаниями.
  1. Информационная и нормативно-методическая поддержка. Основное содержание данного мероприятия: создание и поддержание реестра инвестиционных площадок и проектов; развитие информационно-аналитической системы (ИАС) «Московская промышленность»; актуализация информации в информационно-аналитической системе ИАС «Московская промышленность»; развитие Интернет – выставки «Достижения науки и промышленности Москвы»; доработка и поддержание баз данных о промышленных предприятиях города Москвы, перспективных технологиях; создание многоязычного Интернет-портала об инвестиционных возможностях города Москвы; ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в городе Москве»; разработка и реализация программы информационно-имиджевой поддержки промышленной деятельности в городе Москве, в том числе выпуск теле-, радиопрограмм, размещение материалов в сети Интернет, периодических изданиях; проведение информационных кампаний по ресурсосбережению, популяризации рабочих профессий, включая изготовление, выпуск и распространение информационных и презентационных материалов, издание специальных тематических выпусков в поддержку форумов, выставок и других общегородских мероприятий промышленной направленности; совершенствование системы сбора и анализа статистических данных по объектам промышленности и науки; подготовка аналитических материалов о состоянии промышленного комплекса в городе Москве; подготовка предложений по мерам государственного регулирования промышленной деятельности; комплексное сопровождение реализации Подпрограммы, в том числе разработка и мониторинг Плана реализации Подпрограммы; организационно-методическое, информационно-аналитическое сопровождение реализации Подпрограммы; мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций промышленности, в том числе ОПК; проведение работ по совершенствованию механизмов поддержки промышленной деятельности.
5. Стимулирование повышения ресурсоэффективности предприятий и проведения мероприятий, направленных на обеспечение промышленной (техногенной) безопасности и антитеррористической защищенности объектов промышленности. Основное содержание данного мероприятия: разработка и развитие системы оценки ресурсоэффективности организаций промышленности и науки, в т.ч. социально-значимых организаций промышленности; проведение работ по оценке ресурсоэффективности организаций промышленности и науки города Москвы, в т.ч. социально-значимых организаций промышленности; предоставление субсидий на компенсацию затрат на проведение мероприятий по повышению ресурсной эффективности основного и вспомогательного производств, в том числе энергетической и экологической; предоставление субсидий на компенсацию затрат на создание демонстрационных зон по применению современных ресурсосберегающих технологий, разработка и проведение обучающих программ; организация и проведение семинаров по внедрению ресурсосберегающих технологий на производстве; совершенствование нормативной правовой базы стимулирования проведения ресурсосберегающих мероприятий; разработка предложений по предоставлению налоговых льгот организациям промышленности и науки, реализующим программы энергоэффективности, внедряющим и использующим энергосберегающее оборудование и технологии; организация и проведение конкурсов по направлениям ресурсосбережения; создание реестра организаций науки, промышленности и предпринимательства, использующих в технологическом цикле опасные вещества; предоставление субсидий на компенсацию затрат на проведение мероприятий, направленных на обеспечение промышленной, технологической, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов и населения; стимулирование предприятий по разработке современных систем обеспечения безопасности промышленных объектов; мониторинг соответствия объектов промышленности нормам безопасности.
6. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для промышленности. Основное содержание данного мероприятия: подготовка аналитических материалов по анализу структуры занятых на объектах промышленности и науки города Москвы; разработка и развитие системы прогнозирование потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах; предоставление субсидий на компенсацию затрат на создание ресурсных центров по подготовке и переподготовке кадров на базе современных высокотехнологичных производств; организация участия предприятий промышленности города Москвы в ярмарках вакансий, конкурсах профессионального мастерства «Московские мастера», «Мастера Центральной России», «Мой наставник», смотрах-конкурсах по охране труда, семинарах, тренингах; разработка и реализация программ по вовлечению инвалидов в промышленное производство; разработка и реализация программ трудоустройства высококвалифицированных кадров в промышленности; организация взаимодействия между инвесторами, органами исполнительной власти города Москвы, образовательными учреждениями в целях подбора квалифицированных кадров для предприятий промышленного комплекса города Москвы; разработка и софинансирование программ подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области реализации законодательства российской Федерации и города Москвы о техническом регулировании, стандартизации, метрологического обеспечения, сертификации, декларирования, испытаний продукции, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, оценки и защиты интеллектуальной собственности, в области инвестиционной деятельности, а также по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организация работы по развитию наставничества в городе Москве.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в таблице 2.

Все мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий, направленные на решение задач настоящей Подпрограммы, реализуются и финансируются в рамках государственной программы города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)».

Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров при предоставлении государственных услуг, оптимизации и повышения качества предоставления государственных услуг реализуются в рамках программы «Совершенствование государственного управления».





V. Характеристика мер государственного регулирования


Система мер государственного регулирования промышленной деятельности, нацеленная на выполнение мероприятий Подпрограммы, предусматривает:
- финансовую поддержку организаций промышленности и науки и реализуемых ими проектов, включая предоставление субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по привлекаемым организациями кредитам коммерческих банков на модернизацию и техническое перевооружение производств, оплате лизинговых платежей; предоставление субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по экспортным кредитам; предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с производством товаров, работ и услуг в рамках реализации мероприятий Подпрограммы; предоставление субсидий на компенсацию части затрат на создание индустриальных и технологических парков, инвестиционных площадок; предоставление субсидий на компенсацию затрат на инфраструктурную подготовку земельных участков; предоставление субсидий на компенсацию части затрат на проведение мероприятий по повышению ресурсоэффективности основного, вспомогательного производств, на участие в международных выставках и форумах, разработку и проведение обучающих программ, создание ресурсных центров по подготовке и переподготовке кадров на базе современных высокотехнологичных производств, а также участие предприятий промышленности в ярмарках вакансий, конкурсах профессионального мастерства, смотрах-конкурсах по охране труда, качеству продукции и т.п.; предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с финансовым оздоровлением организаций, находящихся в собственности города Москвы (и организаций с долей города Москвы в уставном капитале), для последующей их приватизации в соответствии с принятыми решениями;
- предоставление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, организациям промышленности города Москвы льгот и преференций, включая льготы по арендной плате за земельные участки, занятые организациями промышленности города Москвы, тарифы экономического развития на электрическую и тепловую энергию, освобождение от уплаты налога на имущество, льготы по арендной плате за нежилые помещения, пониженные ставки налога на прибыль и налога на транспортные средства для организаций – резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград»;
- правовое регулирование, направленное на обеспечение развития и повышение эффективности промышленной деятельности на территории города Москвы, включая вовлечение организации промышленности города Москвы в систему заказа города Москвы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; совершенствование территориального размещения объектов промышленности и науки, улучшение инвестиционного климата и оптимизацию системы предоставления государственных услуг, создание условий для стимулирования развития высокотехнологичных производств.
- организационные меры, направленные на заключение соглашений с органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам сотрудничества с организациями, находящимися в федеральной собственности (и организациями с федеральной долей в уставном капитале), расположенными в городе Москве государственными корпорациями, осуществление мониторинга и анализа развития промышленности города Москвы, организацию форумов, бизнес-миссий и выставочных мероприятий.

VI. Обоснование расчета финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы


Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2012-2016 годах составит 72 234 140,9 тыс. руб., в том числе 14 036 361,4 тыс. руб. - средства бюджета города Москвы, 58 197 779,5 тыс. руб. - внебюджетные средства.
Из них по годам реализации:
- в 2012 году – 11855000 тыс. руб., в том числе 2 490 000 тыс. руб. – средства бюджета города Москвы, 9365000 тыс. руб.– внебюджетные средства;
- в 2013 году – 13382 500 тыс. руб., в том числе 2639400тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 10743100тыс. руб. – внебюджетные средства;
- в 2014 году – 14297 750 тыс. руб., в том числе 2797764тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 11499 986тыс. руб. – внебюджетные средства;
- в 2015 году – 15726 015 тыс. руб., в том числе 2965629,8тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 12760385,2 тыс. руб. – внебюджетные средства;
- в 2016 году – 16972875,9тыс.руб., в том числе 3143567,6тыс.руб.– средства бюджета города Москвы, 13829308,3 тыс. руб. – внебюджетные средства.
Ресурсное обеспечение реализации мероприятий подпрограммы за счет средств бюджета города Москвы приведено в таблице 6.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы содержаться в таблице 7.
Порядок ежегодной корректировки объемов и структуры расходов бюджета города Москвы на реализацию Подпрограммы определяется порядком составления проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период реализации Подпрограммы.




VII. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками Подпрограммы


Основные риски при реализации Подпрограммы могут быть сведены в две группы – риски общего характера и риски, обусловленные действием внешних факторов.
К рискам общего характера могут быть отнесены риски неэффективного и неполного использования органами исполнительной власти города Москвы, организациями промышленности и науки возможностей, предоставляемых в рамках реализации мероприятий Подпрограммы.
К рискам, обусловленным действиями внешних факторов, могут быть отнесены: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок; рост инфляции и ухудшение финансового состояния организаций промышленности; увеличение ставок налоговых и рентных платежей; значительное сокращение спроса со стороны покупателей промышленной продукции (в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации), приводящее к сокращению масштабов производства и потери внутреннего и внешнего рынков; усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами; увеличение дефицита кадров промышленности, в том числе в связи с отсутствием сбалансированной миграционной политики; низкие темпы формирования инфраструктуры инновационной системы города Москвы, что может существенно замедлить развитие наукоемкого (высокотехнологичного) сектора промышленности города Москвы; замедленное реформирование системы государственного заказа в Российской Федерации, в том числе на основе применения федеральной контрактной системы; затяжной характер применения кластерных технологий, разработки и реализации программ локализации для обеспечения производства качественно новой импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, организации производства на основе аутсорсинга, приводящей к снижению конкурентоспособности продукции и производительности труда; ускорение процесса вытеснения (вывода) производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких, в другие регионы Российской Федерации; возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий при ухудшении экономической ситуации, изменения порядка предоставления иных мер поддержки организациям промышленности; изменение нормативного правового регулирования предпринимательской и промышленной деятельности в Российской Федерации, в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Подпрограммы и оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков общего характера осуществляется на основе формирования ежегодных планов реализации Подпрограммы и мониторинга хода ее выполнения, позволяющего выявлять причины и принять соответствующие меры: применение механизмов государственно-частного партнерства, повышение инвестиционной привлекательности проектов Подпрограммы; повышение квалификации государственных гражданских служащих, популяризации среди населения, организаций промышленности, инвесторов приоритетов и проектов Подпрограммы (при неэффективном и неполном использовании результатов осуществленных проектов и мероприятий Подпрограммы).
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны Ответственного исполнителя Подпрограммы в адрес органов исполнительной власти города Москвы.