RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

«Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.»

 I. Паспорт подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.» 

Ответственные исполнители Подпрограммы

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
 

Соисполнители Подпрограммы

Департамент экономической политики и развития города Москвы,
органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией.

Цель Подпрограммы

Увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.

Задачи Подпрограммы

1)                Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.
2)                Увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города Москвы,
3)                Увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве.
4)                Создание эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
5)                Улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности.
6)                Стимулирование малых и средних предприятий города Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий.

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатель (индикатор) (наименование)

Ед. изм.

2011 (оценка)

2016

Оборот малых и микропредприятий

млрд. руб.

4046

4987

Среднесписочная численность работников малых и микропредприятий

тыс. чел.

1679

1865

Производительность (оборот) на одного работающего (малые и микропредприятия)

тыс. руб. / чел.

2410

2674

Количество малых и микропредприятий

тыс. шт.

216.5

233.8

Доля налоговых поступлений от малых и средних предприятий в структуре налоговых поступлений в бюджет города Москвы

%

10.0%

12.1%

Доля малых предприятий, имеющих прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам года

%

61,1%

66,6%

Этапы и сроки реализации Подпрограммы

Сроки реализации Подпрограммы: 2012-2016 гг.
Первый этап - 2012 год.
Второй этап - 2013 год.
Третий этап - 2014 год.
Четвертый этап - 2015 год.
Пятый этап - 2016 год.

Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы

Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы на период 2012-2016 гг. составляет 18 000 000 тыс. руб. (в том числе: за счет средств федерального бюджета – 5 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 13 000 000 тыс. руб.), в том числе по годам:
2012 год – 3 400 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 400 000 тыс. руб.;
2013 год – 3 500 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 500 000 тыс. руб.;
2014 год – 3 600 000 тыс. руб. в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 600 000 тыс. руб.;
2015 год – 3 700 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 700 000 тыс. руб.;
2016 год – 3 800 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 800 000 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы

В результате реализации Подпрограммы ожидается:
1)                Выполнение целевых индикаторов и показателей Подпрограммы:
·                   Увеличение оборота малых и микропредприятий более чем на 900 млрд. руб.;
·                   Рост занятого населения в малом и среднем предпринимательстве на 11% (создание более 180 тыс. рабочих мест);
·                   Повышение уровня производительности труда на малых и средних предприятиях на 11% относительно уровня 2011 года;
·                   Рост количества малых и микропредприятий на 17,3 тыс. организаций (приблизительно на 8%);
·                   Увеличение доли налоговых поступлений от малых и средних предприятий в бюджет города Москвы с 10% до 12,1%;
·                   Увеличение доли малых предприятий, имеющих прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам года с 61,1% до 66,6%.
2)                Достижение качественных улучшений в области развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве:
·                   Рост рейтинга города Москвы по состоянию деловой среды относительно других крупных городов России;
·                   Рост уровня удовлетворенности предпринимателей состоянием деловой среды и работой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
·                   Повышение информированности малых и средних предприятий города Москвы о мерах поддержки предпринимательской деятельности и способах ее получения.

 

II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в области развития малого и среднего предпринимательства

 

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике города Москвы:
-        Средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели (далее - МСП) предоставляют более 2 млн. рабочих мест, что составляет свыше одной трети всех рабочих мест в столице (по состоянию на 2010 год);
-        Малые предприятия обеспечивают примерно 9–10% налоговых поступлений в бюджет города Москвы;
-        По итогам 2009 года суммарный оборот малых и средних предприятий МСП, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, превысил 4.7 трлн. руб. (оборот малых и микропредприятий составил 82% от общего оборота или 3.86 трлн. руб.).
Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» (далее – Подпрограмма) направлена на поддержку всех субъектов МСП. Поскольку малые и микропредприятия обеспечивают высокий процент занятости населения и оборота на них будет направлена большая часть усилий и ресурсов в рамках Подпрограммы.
К малым предприятиям относятся предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек и ежегодным оборотом до 400 млн. руб. По итогам 2009 года в городе Москве насчитывалось около 25 тыс. малых предприятий, суммарный годовой оборот которых составил приблизительно 1 трлн. руб. В малых предприятиях занято 20% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота малых предприятий составляет 24% от общего оборота МСП города Москвы.
К микропредприятиям относятся предприятия с численностью сотрудников до 15 человек и ежегодным оборотом до 60 млн. руб. По итогам 2009 года в городе Москве насчитывалось около 183 тыс. микропредприятий, суммарный годовой оборот которых составил приблизительно 2,9 трлн. руб. В микропредприятиях занято 67% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота микропредприятий составляет 69% от общего оборота МСП города Москвы.
К средним относятся предприятия с численностью сотрудников от 101 до 250 человек и ежегодным оборотом до 1 млрд. руб. По итогам 2009 года в городе Москве насчитывалось 830 средних предприятий, суммарный годовой оборот которых составил 284 млрд. руб. В средних предприятиях занято 7% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота средних предприятий составляет 7% от общего оборота МСП города Москвы.
Численность фактически действовавших индивидуальных предпринимателей в 2009 год составила 99 тыс., а их суммарный объем выручки - около 560 млрд. руб. Индивидуальные предприниматели составляют 5% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота  индивидуальных предпринимателей составляет 14% от общего оборота МСП города Москвы.
В то же время потенциал развития МСП в городе Москве в настоящее время реализован далеко не полностью:
-             Численность занятого населения на МСП в городе Москве составляет 34% от общей численности занятого населения, что в полтора-два раза ниже, чем во многих крупных городах мира (например, в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре, Токио);
-             По экспертным оценкам, МСП занимает около 25% в структуре ВРП города Москвы, что в 2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира (например, в Гонконге, Сингапуре и Мадриде);
-             Город Москва отстает от большинства крупнейших городов и субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития МСП. По отчету Московского городского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» город Москва занимает 7-е место среди 11 российских городов с населением свыше одного миллиона человек и 17-е место среди субъектов Российской Федерации по критерию «индекс условий для развития МСП». Недостаточно благоприятными условиями ведения предпринимательской деятельности во многом объясняется нереализованный потенциал МСП в экономике города Москвы.
На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию МСП в городе Москве, являются:
-             Ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов МСП и высокой стоимостью банковских кредитов;
-             Низкая доступность площадей (торговых, офисных, производственных) в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;
-             Административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
-             Ограниченный доступ МСП к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства МСП в сравнении с крупными предприятиями;
-             Недостаток высококвалифицированного персонала и компетенций в МСП, в том числе компетенций управления бизнесом;
-             Недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей.
В отраслевой структуре МСП есть целый ряд сегментов, некоторые из которых имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере.
Сравнение города Москвы с рядом городов мира, в частности, с Лондоном, Нью-Йорком, Гонконгом и Токио, показывает, что доля торговли, строительства и обрабатывающих производств в структуре МСП в городе Москве значительно выше.
В то же время сфера услуг в городе Москве – и это именно та часть экономики, в которой традиционно доминируют малые и средние предприятия, – отстает в своем развитии от многих городов мира.
Кроме того, в сфере транспорта, связи, здравоохранения, коммунальных и социальных услуг доля оборота МСП в городе Москве также значительно ниже по сравнению с  крупными мегаполисами развитых стран мира.

 

III. Основные приоритеты, цели и задачи Подпрограммы

 
В настоящее время потенциал развития МСП в городе Москве реализован не достаточно. Подпрограмма является инструментом для улучшения сложившейся ситуации и создания условий для дальнейшего развития МСП и усиления его роли в экономике города Москвы, в частности, за счет увеличения числа занятого населения на МСП. Увеличение числа занятого населения на МСП ожидается главным образом за счет роста числа малых и микропредприятий, поскольку именно они обеспечивают основную долю как занятого населения на МСП, так и в его обороте.
Кроме того, поддержка субъектов МСП будет направлена на развитие МСП, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, в целях обеспечения высокого качества жизни для населения, а также на развитие важных для города Москвы направлений экономики.
В то же время Подпрограмма основана на принципе равного доступа всех субъектов МСП города Москвы ко всем инструментам поддержки и предполагает сбалансированное развитие МСП в городе Москве.
 
Приоритетами Подпрограммы являются:
-                   Рост числа конкурентоспособных малых и средних предприятий, показывающих стабильную или растущую прибыль;
-                   Вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и увеличение количества занятого населения на МСП;
-                   Первоочередное развитие МСП в секторах экономики города Москвы, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и социальной значимостью;
-                   Имущественная поддержка малых и средних предприятий, расширение предложения и упрощение доступа предприятий к офисным, торговым, производственным и складским площадям;
-                   Содействие повышению качества управления и ведения коммерческой деятельности МСП в целях увеличения производительности труда по результатам реализации обучающих мероприятий Подпрограммы (в том числе дистанционного обучения) и иных мероприятий Подпрограммы;
-                   Создание эффективной системы сбора информации, расчет финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП, анализ административных барьеров и рисков для информационного обеспечения процесса принятия решений органами исполнительной власти города Москвы в области развития МСП;
-                   Содействие малым и средним предприятиям в расширении доступа к механизмам финансовой поддержки, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников при построении механизмов взаимодействия с финансовыми институтами и обеспечения доступа малых и средних предприятий к актуальной информации о возможностях финансирования;
-                   Повышение квалификации и переподготовка кадров организаций инфраструктуры поддержки МСП, вовлеченных в предоставление услуг малым и средним предприятиям в рамках Подпрограммы;
-                   Содействие сбыту продукции малых и средних предприятий на рынках города Москвы, субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
-                   Развитие механизмов государственно-частного партнерства с вовлечением малых и средних предприятий.
Основной целью Подпрограммы является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы и рост благосостояния населения за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития МСП.
Достижение указанной цели предполагает развитие малых и средних предприятий в секторах экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и социальной значимостью. Кроме того, по мере развития малых и средних предприятий, будут увеличиваться доходы их сотрудников и, как следствие, повышаться общий уровень благосостояния жителей города Москвы.
Основными задачами Подпрограммы являются:
1)    Обеспечение устойчивого развития МСП.
2)    Увеличение вклада МСП в экономику города Москвы.
3)    Увеличение числа занятого населения в МСП.
4)    Создание эффективной системы поддержки МСП.
5)    Улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности.
6)    Стимулирование МСП города Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий.
В качестве основных индикаторов и их значений определены следующие:
- Оборот малых и микропредприятий – увеличение примерно на 941 млрд. руб. до 4987 млрд. руб. за время действия Подпрограммы;
- Среднесписочная численность работников малых и микропредприятий – создание новых рабочих мест и увеличение занятости в малых и микропредприятиях примерно на 186 тыс. человек до 1865 тыс. человек за время действия Подпрограммы;
- Увеличение производительности труда в МСП, выраженное в показателе оборота на одного сотрудника (малые и микропредприятия): увеличение примерно на 264 тыс. руб. на одного сотрудника до 2674 тыс. руб. за время действия Подпрограммы;
- Увеличение количества малых и микропредприятий – создание свыше 17 тыс. новых малых и микропредприятий и увеличение их общего количества до 233.8 тыс. за время действия Подпрограммы;
- Увеличение доли налоговых поступлений от малых и средних предприятий в бюджет города Москвы до 12,1% за время действия Подпрограммы;
- Увеличение доли малых предприятий, имеющих прибыль от финансово-хозяйственной деятельности по итогам года, до 66,6%  за время действия Подпрограммы.
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы и их значения по годам реализации приведены в таблице 1.
 
Сроки реализации Подпрограммы: 2012-2016 гг. Предусматривается 5 этапов реализации Подпрограммы, которые определяются разработкой и обеспечением выполнения ежегодного Плана реализации Подпрограммы, формируемого на основе анализа и оценки эффективности реализации проектов и мероприятий Подпрограммы за отчетный финансовый год и прогнозных оценок развития МСП города Москвы на последующие годы действия Подпрограммы. Ежегодно в 4 квартале текущего года Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и развития города Москвы разрабатывает План реализации Подпрограммы на будущий год и выносит его на утверждение Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики. Подведение итогов осуществляется ежегодно в 1 квартале года, следующего за отчетным.
 

IV. Характеристика мероприятий Подпрограммы

 

Мероприятия Подпрограммы:
1. Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности.
Основное содержание данного мероприятия:
·                   Ведение реестра субъектов МСП и реестра МСП – получателей поддержки.
·                   Проведение финансового и правового анализа реализации Подпрограммы, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития МСП (по формированию инфраструктуры поддержки субъектов МСП, реализации мер государственной поддержки МСП), сбор информации и расчет финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП, оценка деловой среды, анализ административных барьеров и рисков, разработка предложений по корректировке нормативных правовых актов в части норм, связанных с деятельностью МСП; осуществление взаимодействия с органами государственной статистики по разработке и ведению мониторинга показателей развития МСП;
·                   Предоставление правовой поддержки МСП;
·                   Предоставление консультационных услуг субъектам МСП (предоставление очных консультаций субъектам МСП и консультаций по бесплатной «горячей» телефонной линии);
·                   Информирование субъектов МСП об имеющихся мерах государственной поддержки в целях популяризации предпринимательской деятельности в городе Москве (развитие Интернет-портала МСП города Москвы; проведение конкурсов, конгрессно-выставочных мероприятий для субъектов МСП; подготовка и размещение информационных материалов в установленном порядке, организация встреч учащихся с предпринимателями);
·                   Совершенствование системы предоставления государственных услуг МСП.
2. Имущественная поддержка МСП и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Основное содержание данного мероприятия:
·                   Обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП (создание и развитие организаций, составляющих инфраструктуру поддержки МСП);
·                   Создание, оборудование и развитие специализированных центров совместного доступа МСП (центры краткосрочной аренды помещений для групповой и/или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей и микропредприятий).
3. Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.
Основное содержание данного мероприятия:
·                   Предоставление субсидий МСП (предоставление субсидий начинающим предпринимателям; субсидий на частичное возмещение затрат на подключение к электрическим и иным инженерным сетям и увеличение мощности подключения, возмещение затрат МСП на оплату первого платежа по договорам финансовой аренды, частичное возмещение  в установленном порядке процентной ставки по кредитам, выданным МСП);
·                   Предоставление информационно-консультационных услуг МСП об источниках финансирования их текущей и инвестиционной деятельности;
·                   Оказание финансовой поддержки посредством предоставления субсидий институтам содействия кредитованию малого бизнеса Москвы как организациям инфраструктуры поддержки МСП города Москвы.
4. Содействие в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки.
Основное содержание данного мероприятия:
·                   Предоставление информационно-консультационных услуг по вопросам продвижения продукции МСП, в том числе с использованием Интернет-технологий;
·                   Содействие МСП в получении экспортных кредитов, предоставлении субсидий на покрытие процентных ставок по экспортным кредитам;
·                   Содействие поиску и установлению деловых связей между производителями и поставщиками, в том числе путем предоставления субсидий МСП на международную сертификацию товаров (работ, услуг), участие в целевых конференциях и выставках;
·                   Информационное содействие производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями для замещения импортной продукции;
·                   Содействие подбору необходимых инвестору региональных поставщиков из числа МСП;
 ·

                   Организация обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами, оказание содействия, в том числе путем предоставления субсидий, в проведении конгрессов, конференций, форумов по вопросам развития МСП;
·                   Предоставление консультационных услуг и информирование МСП по вопросам участия в заказе города Москвы (предоставление информационно-консультационных услуг и подготовка ежегодного отчета об участии субъектов МСП в заказе города Москвы).
5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и консультирование субъектов МСП.
Основное содержание данного мероприятия:
·                   Обучение сотрудников субъектов МСП (обучение по краткосрочным программам, обучение на практических курсах по ведению предпринимательской деятельности, обучение по программам, дистанционное обучение);
·                   Возмещение затрат субъектов МСП на прохождение учебных программ, курсов и тренингов (частичное возмещение затрат на прохождение дополнительных курсов и тренингов по предпринимательству, организация стажировок и учебно-ознакомительных поездок для предпринимателей);
·                   Обучение сотрудников организаций инфраструктуры поддержки МСП, а также осуществление оценки и мониторинга их работы.
6. Поддержка начинающих субъектов МСП.
Основное содержание данного мероприятия:
·                   Реализация комплекса мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей (тренинговые и консультационные услуги, организационная поддержка), иные формы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, предусмотренные законодательством и нормативными правовыми актами;
·                   Обеспечение функционирования центров молодежного предпринимательства.
Мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий, направленные на решение задач Подпрограммы, реализуются и финансируются в рамках государственной программы города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)».
Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров при предоставлении государственных услуг, оптимизации и повышения качества предоставления государственных услуг реализуются в рамках программы «Совершенствование государственного управления».
 

V. Характеристика мер государственного регулирования

 

Система мер государственного регулирования предпринимательской деятельности, нацеленная на выполнение мероприятий Подпрограммы, предусматривает:
-       финансовую поддержку субъектов МСП и реализуемых ими проектов (предоставление субсидий начинающим предпринимателям; субсидий на частичное возмещение затрат на подключение к электрическим и иным инженерным сетям и увеличение мощности подключения, возмещение затрат МСП на оплату первого платежа по договорам финансовой аренды, частичное возмещение в установленном порядке процентной ставки по кредитам, выданным МСП; содействие МСП в получении экспортных кредитов, предоставлении субсидий на покрытие процентных ставок по экспортным кредитам; предоставление консультационных услуг и информирование МСП по вопросам участия в заказе города Москвы; создание, оборудование и развитие специализированных центров совместного доступа МСП; возмещение затрат субъектов МСП на прохождение учебных программ, курсов и тренингов; обеспечение функционирования центров молодежного предпринимательства; предоставления субсидий на проведении конгрессов, конференций, форумов по вопросам развития МСП; включая предоставление субсидий на уплату процентов по привлекаемым организациями кредитам коммерческих банков; предоставление субсидий с целью возмещения части затрат, связанных с производством товаров, работ и услуг в рамках реализации мероприятий Подпрограммы; компенсация части затрат на участие в международных выставках и форумах; компенсация части затрат на прохождение обучения по вопросам предпринимательства).
-       правовое регулирование предусматривает вовлечение организаций МСП города Москвы в систему заказа города Москвы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершенствование территориального размещения объектов поддержки МСП, улучшение инвестиционного климата, оптимизацию системы предоставления государственных услуг;
-       организационные меры, направленные на заключение соглашений с органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам сотрудничества с организациями, находящимися в федеральной собственности (и организациями с долей средств федерального бюджета в уставном капитале), расположенными в городе Москве, осуществление мониторинга и анализа развития малых и средних предприятий города Москвы, развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности.
 
 

VI. Обоснование расчета финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы

 
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2012-2016 гг. составит 18 000 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета города Москвы – 13 000 000 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 5 000 000 тыс. руб.
Из них по годам реализации:
- 2012 год – 3 400 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 400 000 тыс. руб.;
- 2013 год – 3 500 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 500 000 тыс. руб.;
- 2014 год – 3 600 000 тыс. руб. в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 600 000 тыс. руб.;
- 2015 год – 3 700 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 700 000 тыс. руб.;
- 2016 год – 3 800 000 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 000 000 тыс. руб., за счет средств бюджета города Москвы – 2 800 000 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета города Москвы приведено в таблице 6.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы содержаться  в таблице 7.
Порядок ежегодной корректировки объемов и структуры расходов бюджета города Москвы на реализацию Подпрограммы определяется порядком составления проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период реализации Подпрограммы.
 

VII. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками Подпрограммы

 
Основные риски при реализации Подпрограммы обусловлены внутренними и внешними факторами.
К внутренним факторам могут быть отнесены: неполное использование организациями МСП мер государственной поддержки, предоставляемых в рамках мероприятий Подпрограммы; изменение порядка предоставления мер государственной поддержки организациям МСП.
К внешним факторам могут быть отнесены: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок; рост инфляции и ухудшение финансового состояния организаций МСП; увеличение ставок налоговых и рентных платежей; значительное сокращение спроса со стороны покупателей продукции (в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации), приводящее к сокращению масштабов производства и потери внутреннего и внешнего рынков; усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами; увеличение дефицита кадров МСП, в том числе в связи с отсутствием сбалансированной миграционной политики; замедленное реформирование системы государственного заказа в Российской Федерации, в том числе на основе применения федеральной контрактной системы; изменение нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Подпрограммы и оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков, обусловленных внутренними факторами, осуществляется на основе формирования ежегодных планов реализации Подпрограммы и мониторинга хода ее выполнения, позволяющего выявлять причины и принимать соответствующие меры в рамках механизмов государственно-частного партнерства, повышения инвестиционной привлекательности проектов Подпрограммы; повышения квалификации государственных служащих, популяризации среди населения, организаций МСП, инвесторов приоритетов и проектов Подпрограммы (при неэффективном и неполном использовании результатов осуществленных проектов и мероприятий Подпрограммы).
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны Ответственного исполнителя Подпрограммы в адрес органов исполнительной власти города Москвы.