RSS

«Музыка Москва 2013»: электрогитар СССР сохранилось меньше, чем скрипок Страдивари

Подписаться на новости
20.10.2013

гитары.jpg

В минувшие выходные в экспоцентр «Сокольники» устремилась вся музыкальная столица. Там в рамках XIX международной выставки «Музыка Москва 2013» было на что взглянуть и кого послушать. К примеру, из Германии на выставку прибыл основатель группы Scorpions Рудольф Шенкер. В двух шагах от его автограф-сессии демонстрировали новинки в области ударных инструментов. Кроме новейших барабанов на выставке была масса других музыкальных чудес: синтезаторы, караоке-машины и, конечно, гитары.

В том числе - шестиструнки с подзабытыми ныне именами «Аэлита», «Тоника», «Форманта»... Именно они украшали один из самых интересных разделов выставки – экспозицию советских электрогитар. В первом ряду ретро-инструментов гордо сверкало алым лаком главное детище родного музпрома – электрогитара «Урал». О её крепости и неубиваемости сложена тьма баек и легенд. Например, «Урал 650» был единственной гитарой, которую не смог сломать Чак Норрис. Есть легенда и о числе выпущенных «Уралов» – якобы нашему гитарпрому дали приказ: на каждую гитару Fender отвечать выпуском как минимум одного «Урала».

​ - Конечно, это неправда. Во всём мире гитары «Урал» делали лишь в одном городе – Свердловске (ныне Екатеринбург), а Fender – сразу в нескольких странах: США, Японии, Мексике... Так что «Фендеров» больше. Но и «Уралов» успели сделать немало – порядка ста тысяч. Причём большинство их живо и сейчас, – поведал нам музыкант и собиратель гитарной старины Владислав Селиванов.

эл2.jpg

Ещё одним гидом в лабиринтах родного музпрома для гостей выставки стал гитарист и большой друг советских шестиструнок Владимир Мизитов. Усилиями Владислава, Владимира и других энтузиастов выставка прошла уже в пятый раз – впервые друзья «Тоник» и «Уралов» заявили о себе в 2009-м. Экспозиция выставки включала три десятка гитар и басов. В их числе есть уникальные – скажем, переносная электрогитара «Турист», способная работать от батареек. Сейчас во всём мире известно лишь пять «Туристов» (для сравнения: скрипок Страдивари сохранилось свыше шестисот). По сей день неведом родной город «Туриста»: одно время считалось, что инструмент этот делали в Чернигове, но сейчас гитарные знатоки склоняются в пользу Минска. Ещё одна легенда – басы и гитары марки «Крунк» из далёкого Еревана. В 1970-х они удивили советских людей на редкость стильным дизайном. Удивили и вскоре... пропали: производство «Крунков» прекратилось так же вдруг, как началось.

- Сегодня ни «Крунки», ни «Уралы» уже не делают, – говорит Владислав. – Зарубежные фирмы задавили наши фабрики по многим параметрам. С одной стороны – известность брендов типа Fender, с другой – китайские гитары с их массовостью и дешевизной. Да и по качеству к нашим инструментам были претензии. Гитарное производство в СССР развивалось по остаточному принципу. Во многом оно было затратным, не всегда рациональным – и в итоге не выдержало конкуренции. Конечно, это производство можно было модернизировать, однако обстоятельства сложились не в его пользу. Думаю, марки советских гитар вряд ли возродятся в былых масштабах – разве что на уровне отдельных изделий мастеров. Но в любом случае это часть нашей истории. И мы пытаемся её сохранить, чтобы новые поколения знали, на чём играли их отцы.

Дмитрий Новосёлов

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати