RSS

МЫ ХОТИМ ТАНЦЕВАТЬ: образцовому хореографическому ансамблю «Дружба» 60 лет

Подписаться на новости
22.11.2013
ансамбль дружбас.jpgВ этом году образцовому хореографическому ансамблю «Дружба» Центра развития творчества детей и юношества им А.В. Косарева исполняется 60 лет. Коллектив был создан в далеком 1953 году балериной Ольгой Васильевной Оберг. Тогда занятия проходили в Доме пионеров на Спартаковской площади, а с 1982 года – во Дворце пионеров и школьников, ныне ЦРТДиЮ им. А.В. Косарева, который вот уже более 30 лет является родным домом «Дружбы».

Мы сидим в уютном хореографическом зале Центра творчества на 5-й Парковой улице и беседуем о секретах успеха ансамбля с его руководителем Ириной Николаевной Милениной и педагогами-хореографами, в прошлом выпускницами коллектива, Юлией Владиславовной Богачевой и Натальей Александровной Черных. На столе разложены фотографии: перед юбилеем предстоит оформить стенды, на которых будет показана вся жизнь «Дружбы» за эти яркие шесть десятилетий.

- Раньше, наверное, проще было работать? Не было конкуренции?

Миленина И.Н.: Долгие годы во Дворце творчества был только наш хореографический коллектив. А сегодня у детей есть выбор. И это прекрасно. Каждый из коллективов развивается в своём направлении.

Черных Н.А.: А мы можем многое: умеем и народный танец исполнить, и классический, и хип-хоп, и модерн. Всё у нас есть.

- Ирина Николаевна, вы пришли в коллектив в 1969 г. Что он представлял собой тогда?

Миленина И.Н.: Это был уже сформировавшийся коллектив. Я начала работать, когда училась на втором-%20%2~1.JPG курсе хореографического отделения московского культурно-просветительного училища. Ольга Васильевна Оберг работала одна и сразу передала мне часть групп. В сентябре мы набрали ещё младшие группы, и коллектив увеличился практически вдвое. Тогда мы поняли - получился большой коллектив. Было решено сделать из него ансамбль. Однако ансамбль работает немного по-другому: у него есть репертуар, концертная деятельность. Мы собрали всех детей, человек 60, и предложили создать ансамбль, объяснив, что это будет требовать от них больших усилий. Это уже будет не просто хобби. Мы будем копить репертуар, и этот репертуар должен быть обязательно разнообразным и воспитывающим, потому что мы будем выступать, нести зрителям культуру, пропагандировать искусство танца.
Перспективы ребят не испугали, а вот по поводу названия было много жарких споров. Большинство всё-таки настояло на названии «Дружба». И мы с гордостью несём это имя: воспитываем в детях чувство взаимопомощи и товарищества.

- Ольга Васильевна Оберг была с ансамблем 40 лет. За что её любили дети?

Миленина И.Н.: Ольга Васильевна была великолепным педагогом. Я многому у неё научилась в плане профессионального и педагогического мастерства. Ольга Васильевна часто повторяла, что надо видеть самого ребёнка, не только как он танцует, но и что он думает и как он думает. Я продолжаю следовать этим принципам и думаю, что это даёт свои результаты. Ольга Васильевна была человеком высокой культуры. Мне повезло, что я работала с ним.

Богачева Ю.В.: Мы с Наташей учились у Ольги Васильевны. Иногда возникало ощущение, что это человек другого времени: постоянно прямая спина, правильная красивая речь, очень вежливое, уважительное отношение к ученикам.

дружба.jpg- 60 лет назад дети были другие?

Миленина И.Н.: Вопрос интересный, я сама его себе очень часто задаю. Хотя, в целом, дети – всегда дети. И если есть увлечение, то они полностью подчиняют свою жизнь ему.

Черных Н. А.: Ребята готовы трудиться и трудиться.

Миленина И.Н.: А хулиганят они абсолютно одинаково.

- Менялся ли репертуар ансамбля за эти годы?

Миленина И.Н.: Основой репертуара ансамбля всегда был детский сюжетный танец. Это было ещё при Ольге Васильевне. Кроме того, всегда в репертуаре коллектива был народный танец и классическая хореография.

Черных Н.А.: В последнее время появился народно-стилизованный танец, потому что несколько изменилась сама народная музыка.

Миленина И.Н.: Кроме того, молодёжи свойственно пристрастие к определённому стилю в музыке, и в последнее время появились новые стили в хореографии, такие как модерн-джаз, уличные танцы. Дети это любят, и молодые педагоги всё это воплощают в репертуаре. Тем не менее у нас есть традиционные постановки, которые много лет остаются хитами. Например, танец «Тарантелла», его ставила ещё Ольга Васильевна.

Богачева Ю.В.: Некоторые наши постановки отражают события, происходящие в мире. Например, танец «Сила жизни» посвящён трагедии в Беслане. Это серьёзная композиция, требующая от детей не только физического, но и душевного участия.

- Учите не только танцевать, но и думать?

Богачева Ю.В.: Детский сюжетный танец даёт возможность ребёнку примерить на себя разные образы. В результате получается, что каждый танец решает и некие воспитательные задачи. Этому всегда уделяли внимание и Ольга Васильевна, и Ирина Николаевна.

- Расскажите подробнее о программах, по которым сегодня работает коллектив?

Богачева Ю.В: Только уважение к опыту прежних поколений даёт возможность развиваться грамотно и правильно. Нам важно сохранение того, что было накоплено, того, на чём воспитывались и Ольга Васильевна, и Ирина Николаевна. В коллективе несколько программ, рассчитанных на разные возрастные группы воспитанников.

Черных Н.А.: Помимо групп для школьников сегодня в коллективе есть группы «эстетического развития» для дошкольников. Так как малышу сложно долго концентрироваться на одном виде деятельности, занятия, как правило, разделены, на две части: развитие музыкальных и пластических способностей ребёнка. Сегодня мы берём совсем маленьких детей с 2 до 3 лет в группы, где есть возможность заниматься вместе с родителями. Мы постарались собрать все современные методики для работы с детьми такого возраста: пальчиковую, партерную, ритмическую и дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Богачева Ю.В.: Хореография – это очень интересный вид творчества, включающий в себя и актёрскую игру, и пластическую миниатюру, и музыку. Важно, что во время изучения русского танца и танцев народов мира формируется уважительное отношение к истокам своей культуры, знание и понимание других культур.

- Современное развитие техники позволяет не пользоваться услугами концертмейстеров? Тем не менее «Дружба» всегда занимается под живую музыку.

Миленина И.Н.: Живая музыка - это живая музыка. К каждому занятию подбирается палитра классических произведений, дети с ними знакомятся. У «Дружбы» всегда были великолепные концертмейстеры. Когда я пришла в коллектив, с Ольгой Васильевной работали Валерия Арсеньевна Козлова и Надежда Александровна Поллак. Сегодня у нас три прекрасных концертмейстера: Наталья Владимировна Бриллиантова, Наталья Сергеевна Воеводина, Наталья Валентиновна Чехломова.

- Ваши воспитанницы, Богачева Ю.В. и Черных Н.А., пришли работать в ансамбль в 1999 г. До этого момента с детьми работали только Вы и Оберг О.В.?

Миленина И.Н.: Ольги Васильевны не стало в 1993 году. И на тот момент я осталась совсем одна и - 160 воспитанников ансамбля. Я не знала, что мне делать, была в растерянности и повторяла: «Я что-нибудь придумаю. Дети все останутся в ансамбле, ансамбль будет существовать, я что-нибудь придумаю».

И потом началось это придумывание: середина учебного года, найти в это время педагога сложно, поэтому я полгода работала одна. Потом пришли наш выпускник Гена Ситников и педагог Ирина Филимонова. А потом и девчонки пришли. Всё теперь движется и движется, как паровозик.

- Я знаю, что такому богатому репертуару, в частности, мужских танцев, коллектив обязан Юрию Егоровичу Тарасову, который пришёл в коллектив в конце 90-х.

Миленина И.Н.: Юрий Егорович был человеком очень талантливым, а главное, он по духу стал близок нашему коллективу. Это был очень добрый, заботливый, внимательный и одновременно сильный, волевой человек. Мы чувствовали, что именно хозяин пришёл, который всё расставит по своим местам, всё как надо. Сразу пообещал: «Я вам мужиков выращу». Так и сделал. Мальчишки его очень любили, да и девочки тоже. И постановок он очень много сделал, они лились как из рога изобилия. До сих пор весь его репертуар сохранён, бережём как зеницу ока. И ещё больше сделал бы Юрий Егорович, если бы не ушёл из жизни так рано.

- Известно, что многие участники коллектива танцуют более 10 лет. В чём секрет их привязанности?

Миленина И.Н.: Мы как-то пытались это понять и просили ребят ответить письменно на вопрос: «Что тебе даёт ансамбль «Дружба», зачем он тебе?» Некоторые написали: «Для того чтобы научиться танцевать, для того чтобы быть красивой, с хорошей осанкой». Но многие ответили: «А мне здесь нравится, мне здесь хорошо». Вот и весь секрет.

Богачева Ю.В.: Во время занятий в ансамбле я всегда испытывала ощущение радости и счастья. И сегодня я наблюдаю то же самое у своих воспитанниц. А родители часто говорят: «Какое счастье, что есть "Дружба"».

- Помимо встреч с выпускниками, какие ещё замечательные традиции есть у коллектива?

Черных Н.А.: В течение года у нас два важных события: это посвящение в ансамбль и отчётный концерт. У нас есть клятва, которую дети произносят со сцены. Часто мы делаем эти мероприятия с дипломниками Университета спорта отделения «режиссура и постановка спортивно-массовых программ», с которым у нас партнёрские отношения. В каждом отчётном концерте также есть блок, посвящённый выпускникам. Традиционно они должны представить свой дипломный проект - танец. Танец можно поставить самостоятельно или в соавторстве с педагогом. Таким образом, выпускники коллектива показывают не только хореографические навыки, но и балетмейстерские способности.

А ещё объединяют ребят поездки на различные конкурсы. Летом обязательно отправляемся в лагерь на творческую смену.

Миленина И.Н: Иногда мы совмещаем приятное с полезным: и хореографический конкурс, и отдых.

Богачева Ю.В.: И ещё одно, что для нас, как мне кажется, является очень важным: старших девочек и мальчиков мы воспитываем, постоянно давая им понять, что они пример. Мы их так и называем - «старшенькие».

- Получается добиться единения, «дружбы» как в стародавние времена?

Миленина Н.А.: Да, конечно. Мы полностью оправдываем наше название: всегда вместе и дружно решаем наши творческие задачи вот уже шесть десятилетий.

- Пройдёт праздник, юбилей. Какие планы на будущее?

Миленина И.Н.: Встретить 70-летие. А главное - развиваться, развиваться и ещё раз развиваться. Только не стоять на месте, двигаться со временем и во времени.

Юлия Долгова

Теги: культура

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати